Наверное, нет надобности, подробно объяснять какая трудная, ответственная, всевозрастающая роль отводится сфере бытового обслуживания в наше время. Практически все стороны ее деятельности в той или иной степени урегулированы нормативными актами, и в первую очередь Основами гражданского законодательства и гражданскими кодексами союзных республик. Однако, как показывает читательская почта, далеко не всегда гражданам четко известна именно правовая сторона деятельности сферы обслуживания.


Вы спрашиваете, отвечаем.

Ответ правового эксперта на ваши вопросы.

Вопрос:   Зайцева М.В. - «Мой совершеннолетний сын взял в библиотеке книгу - Большой энциклопедический словарь в картинках, которая стоит – 4 000руб. Но случилось так, что сын оставил портфель, где была книга, в автобусе. Теперь библиотека требует с моего сына - 40 000руб.- десятикратную стоимость книги. Это же формальное беззаконие – попытка нажиться за счет читателей!»

Ответ: - О каком же «беззаконии» идет речь? Прежде всего, давайте с правовых позиций поясним характер отношений вашего сына и библиотеки. В законе такие правоотношения определяются как договор безвозмездного пользования имуществом, и здесь надо знать, что в данном случае применяются в первую очередь правила статьи гражданского кодекса. Кроме того, отношения безвозмездного пользования имуществом между организациями и гражданами также регулируют и другие нормативные акты. В частности, отношения граждан с библиотеками, построены на договорных началах, детально регламентируются Положением о библиотечном деле и Типовыми правилами пользования библиотеками, которые утверждены Министерством культуры РФ.

В рассматриваемых отношениях (как в любом договоре) возникают определенные права и обязанности сторон. Библиотека обязана предоставить книги читателю, а читатель как – абонент, получивший книги, может пользоваться ими только в соответствии с условиями договора. Например, если читатель без согласия библиотеки передаст книги кому - либо иному гражданину, библиотека вправе потребовать досрочного расторжения договора. Абонент, утративший книги, (либо причинивший им невосполнимый ущерб), обязан заменить их точно какими же произведениями печати, но признанными библиотекой равноценными. При невозможности замены, – обязан, возместить в десятикратном размере их стоимость. Причем взыскание производится без обращения в суд - по исполнительной надписи государственного нотариуса или органа, который вправе совершать подобные нотариальные действия.

И сейчас мы и подошли, т. Зайцева, к ответу на поставленный вами вопрос. Если ваш сын отказался, или не смог, заменить утерянную книгу другой, такой же или предоставить равноценную (с точки зрения библиотеки), то с него действительно в соответствии с действующими нормативными актами может быть взыскана именно десятикратная стоимость утерянной им книги.

Если в настоящий момент Вы нуждаетесь в юридической помощи или услуге, то можете обратиться ко мне как профессиональному эксперту, мои контактные данные  телефоны горячей линии: 8(926)451-75-59, 8(920)247-98-42.